Сетка улиц, сложившаяся в Старой и Новой Деревнях на протяжении XVIII - XIX веков частично
сохранилась и до сего дня за исключением восточных кварталов Новой деревни, застроенных в послевоенные годы.
В начале XX века, когда район постепенно превратился из дачного поселка в рабочий пригород Петербурга,
сюда были проведены канализация и водопровод и была проложена трамвайная линия (1920 год).
Существующая сейчас застройка сложилась в первые послевоенные годы (архитекторы Н.В.Баранов, Н.М.Назарьин).
Новая и Старая Деревни.
До основания Петербурга эта местность была лесистой, густо усыпанной камнями и валунами.
Не случайно ее издавна называли Каменкой или Каменным Носом. Возникновение Старой Деревни относится
к середине XVIII века. Владелец Каменного острова, граф Бестужев-Рюмин, переселил в Петербург из
своих украинских имений сотни крепостных крестьян. Место под жилые постройки граф отвел подальше от
своего усадебного дома - за рекой (Большой Невкой). Рабочих рук не хватало, с Украины были пригнаны
новые партии крепостных, а поселили их у Черной речки - так появилась еще одна деревня - Новая.
А по отношению к ней первую деревню стали именовать Старой.
Черная речка.
Черными речками обычно называли протоки с болотной, застойной водой, «Черная» - одно
из самых распространенных названий небольших рек на северо-западе нашей страны,
в том числе и в районе Петербурга. Наша Черная речка протекает в районе Новой Деревни и впадает в Большую Невку.
Приморский проспект.
Приморский проспект возник в 1947 году после реконструкции и объединения в одну магистраль бывших Новодеревенской
набережной и Стародеревенской улицы. На месте нынешних домов № 17 и № 19 по Приморскому проспекту,
раньше находился Приморский вокзал. Здание этого вокзала было снесено после соединения
Приморской железнодорожной линии с Белоостровской - железнодорожная ветка прошла чуть севернее данного места.
Сестрорецкая улица.
Сестрорецкая улица возникла в 1958 году и вначале именовалась переулком Савушкина.
В ноябре 1962 года улица получила новое название - Сестрорецкая, так как в то время рядом проходила граница
с Сестрорецким районом Ленинградской области.
Улица Академика Шиманского.
В январе 1964 года в связи с устранением одинаковых названий улиц Ленгорисполком
переименовал Московский переулок в Приморском районе в улицу Академика Шиманского – в честь академика Юлиана
Александровича Шиманского (1883 - 1962), который большую часть своей жизни прожил неподалеку.
Ю.А.Шиманский был крупным советским специалистом в области кораблестроения.
Шишмаревский переулок.
На Приморском проспекте в Новой Деревне стоит деревянный одноэтажный дом с мезонином.
Этим зданием, а также небольшой усадьбой при нем долгое время владел штабс-капитан Шишмарев.
От фамилии владельца дачи и ведется с середины XIX века название переулка.
Он, как и улица академика Шиманского, отходит от Приморского проспекта и заканчивается у железнодорожной линии.
Школьная улица.
До революции на окраинах Петербурга школ почти не было. Так, например, на два таких больших селения, как
Старая и Новая Деревни, имелась всего одна школа. Наличие школы на какой-нибудь улице окраины заметно выделяло ее.
Поэтому, когда в этом районе появилась первая еще полукаменная начальная школа - улица получила название Школьная.
Ланское шоссе. (проспект Н.И.Смирнова).
В середине XIX века эта магистраль называлась Ланской дорогой, позднее - Ланским шоссе.
Здесь с конца XVIII века были владения богатой семьи Ланских. В июле 1962 года исполком Ленгорсовета,
отмечая заслуги Н.И.Смирнова на посту председателя Исполкома Ленгорсовета, в целях увековечения
его памяти переименовал Ланское шоссе в проспект Н.И.Смирнова.
В конце XX века улице было возвращено прежнее название - Ланское шоссе.
Головинский мост.
Расположен на набережной реки Большой Невки при впадении в нее Черной речки.
Название моста ведется с первой половины XIX века от находившегося там имения графа Головина.
История появления на карте нашего района улиц с именами летчиков-героев: Савушкина, Оскаленко и Покрышева, -
изложена в разделе "Эхо войны".
|