БУДДИЙСКИЙ ХРАМ "ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ"


Агван Лобсан Доржиев
(1853 - 1938)



Буддийский храм.
Внутренний дворик



Буддийский храм.
Алтарный зал




Алтарный зал.
Статуя "Майтрейя"



Буддийский храм.
Богослужение

Один из удивительнейших храмов нашего города - буддийский - был построен в Старой Деревне в период 1909 - 1915 годов. Инициатором строительства самого северного в мире буддийского храма был тибетский деятель Агван Лобсан Доржиев.

Большой денежный вклад в строительство храма внес далай-лама XIII - духовный и светский глава тибетского государства, основой которого является буддизм. В строительный комитет входили известные русские академики С.Ф.Ольденбург, В.В.Радлов, художник Н.К.Рерих. Здание было возведено по проекту Г.В.Барановского. 10 августа 1915 года буддийский храм был торжественно освящен и получил традиционное тибетское название: «Kun la brtse mdzad thub dbang dam chos ’byung ba’i gnas», что означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».

В архитектуре буддийского храма соединились классические тибетские каноны и европейский северный модерн. Главный южный фасад, украшенный портиком из 4-ех квадратных в сечении столбов спрятан за кирпичной оградой. Фрагмент декора фасада храма представлен на фотографии в нашем музее. На фронтоне у восьмирадиусного колеса - символа стремления к совершенству - замерли две лани. Эта традиционная для буддизма композиция напоминает о первой проповеди Будды. На карнизах храма установлены золоченые фигуры «победоносного знамени», напоминающие по форме закрытые с обеих сторон цилиндры. Это символы утверждения буддийской веры. Северный фасад представляет 4-этажную башню, которую венчает невысокий шпиль из золоченой меди - ганджира.

Внутри буддийского храма очень красивый интерьер – особенной величавостью отличается алтарный зал - именно здесь проводятся хуралы (молебны), посетить которые может любой желающий. В этом зале находится много необычных для нашего глаза ритуальных артефактов: статуи разных размеров, книги, колокольчики, ваджру, четки и многое другое. Большое впечатление производят ритуальные статуи, выполненные, как правило, из позолоченной бронзы. Например:
- Статуя «Майтрейя» - Будда грядущего подарена храму русским консулом в Бангкоке Г.И.Плансоном в 1914 году; в 1938 - 1999 годах она хранилась в музее истории религии; затем в 2003 году реставрировалась в Таиланде.
- Статуя «Зеленая Тара» - проявление мудрости, сострадания, любви. Восседает на Лотусе и лунном диске. Правая рука на правом колене в жесте дарования, левая рука - в жесте прибежища. Держит в обеих руках стебель лотоса-уткалы, символа учения Будды. Правая нога вытянута, что указывает на готовность придти на помощь всем живым существам.

Буддийский храм серьезно пострадал в советский период. В 1935 году он был закрыт, а его основатель, бывший все годы эти годы и настоятелем, Агван Лобсан Доржиев и все священнослужители храма арестованы. В храме размещались последовательно радиостанция, исследовательские лаборатории Зоологического института и другие организации. Многие уникальные детали внешнего и внутреннего убранства были уничтожены.

В 1990 году здание возвратили буддистам, и сейчас храм является действующим - здесь располагается община «Дацан Гунзэчойнэй». Тибетское слово «дацан» означает «монастырская школа», в которой монахи живут по законам винаи (канон монашеской дисциплины) и изучают различные разделы Учения. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». Дацан принадлежит к школе Гелугпа и освящен в честь божества Калачакра. Дацан открыт для всех желающих каждый день с 10:00 до 19:00.



Буддийский храм.
1915 год


Буддийский храм.
Южный фасад



Ритуальные артефакты



Алтарный зал.
Статуя "Зеленая тара"


Буддийский храм
открыт для посещения
Hosted by uCoz