ЛЕНИНГРАДСКИЙ СЕВЕРНЫЙ ЗАВОД


Ленинградский Северный завод.
Фотография 1971 года




Игорь Иванович Сикорский
(1889 - 1972)



Вадим Борисович Шавров
(1898 - 1976)



Аэроплан "Илья Муромец"


Александр Сергеевич Яковлев
(1906 - 1989)



Ракетный комплекс С-75.



Автобиография Г.П.Гардымова



Ракетный комплекс - продукция ЛСЗ

В конце XIX века район Новой Деревни постепенно начал превращаться из дачного поселка в рабочий пригород Петербурга. По берегам Черной речки и Большой Невки стали появляться небольшие промышленные предприятия: завод Щетинина, завод Лебедева, автомобильный завод Пузырева, наждачная фабрика Струка, авиационный отдел русско-балтийского завода. Из этих предприятий до наших дней сохранились всего два:
1. Наждачная фабрика Струка, она же «Первая российская фабрика наждачных изделий», - сейчас это «Петербургский абразивный завод "Ильич"», выпускающий абразивные порошки и инструмент.
2. Авиационный отдел русско-балтийского завода, а ныне Федеральное государственное унитарное предприятие "Ленинградский Северный Завод" (Коломяжский пр., 10), с которого ведет отсчет российская авиационная промышленность. Об этом известном на всю страну предприятии и пойдет далее речь.

Началось всё 4 октября 1878 года - в этот день Санкт-Петербургский градоначальник выдал купцу первой гильдии Михаилу Павловичу Фридланду «Особое разрешение на производство работ в кузнице» в пригороде Санкт-Петербурга, на берегу Черной речки у ее впадения в Большую Невку.

В начале XX века кузница превратилась в мастерские, а затем в первый в России завод по постройке летательных аппаратов. Первым отечественным самолетом, построенным в заводских условиях и выпущенным в феврале 1910 года был биплан "Россия-А". Чуть позже главным конструктором на завод был приглашен будущий изобретатель вертолета Игорь Иванович Сикорский. По его проектам в 1913 - 1917 годах выпускались самые большие для своего времени четырехмоторные аэропланы «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец». Около 80-и «Муромцев» различных серий было построено в период первой мировой время. Сикорский неоднократно выезжал на фронт и в полевых условиях вносил изменения в конструкцию своих «летающих крепостей», оснащая их прицелами бомбометания и навигационными приборами собственного изобретения. Революция и Гражданская война сподвигли И.И.Сикорского на эмиграцию в США (1919 год), где он продолжил свои авиаразработки, увенчанные созданием в 1940 году первого серийного вертолета.

В 1916 году на завод приходит работать Николай Николаевич Поликарпов, будущий конструктор знаменитого самолета «По-2» (он же «У-2»), который выпускался заводом с 1929 по 1940 год. В это же время по чертежам авиаконструктора Дмитрия Павловича Григоровича на предприятии строились летающие лодки М-5 и М-9. С этим же заводом связано и имя известного советского авиаконструктора и историка самолетостроения Вадима Борисовича Шаврова - создателя известного в довоенные годы самолета-амфибии Ш-2, который принимал участие в экспедиции на ледоколе «Челюскин» и с помощью которого эвакуировали папанинскую четверку с дрейфующей станции «Северный полюс - 1».

В послевоенные годы на заводе серийно изготавливались учебно-тренировочные и легкомоторные многоцелевые самолеты Як-11, Як-12, Як-18 и самый мощный для своего времени вертолет продольной схемы Як-24 конструкции Александра Сергеевича Яковлева.

С 1958 года завод меняет свой профиль и переходит от самолетостроения к производству летательных аппаратов класса «земля-воздух», или, проще говоря, ракетных комплексов. На нем создаются различные модификации ракет для противовоздушной обороны страны: 13Д и 20Д для комплекса С-75; ракет 5В21, 5В28 и 5В28М для комплекса С-200 и ракет 5В55 и 48Н6 для комплекса С-300, который до сих пор является основой ПВО России.

С 1967 года завод стал называться «Ленинградский Северный завод». В 1976 году он преобразуется в Производственное объединение «Ленинградский Северный завод», а с ноября 1994 года – в Государственное предприятие «Ленинградский Северный завод». В 1990-ые годы предприятие пережило самый тяжелый период своей истории, когда в условиях почти полного отсутствия государственного заказа на основную продукцию, завод был вынужден реконструировать производство и переходить на выпуск различной гражданской продукции. Именно в этот период генеральным директором предприятия становится Герман Петрович Гардымов, доктор технических наук, автор трилогии «Технология процессов формирования», «Технология ракетостроения», «Композиционные материалы в ракетно-космическом аппаратостроении». С автобиографией Г.П.Гардымова можно подробно ознакомиться в экспозиции нашего музея - она собственноручно изложена на шести листах.

На сегодня оборонный заказ на военную технику для предприятия сократился до 5% в общем объеме выпускаемой продукции, в связи с чем были разработаны программы по выпуску различных видов гражданской продукции. Особое место в ряду изделий широкого потребления занимают автобусы и мопеды с отечественными и импортными двигателями. Предприятием основан выпуск комплектов стержневых аппаратов и вспомогательных устройств КСТ-1, незаменимых для хирургов в условиях катастроф, стихийных бедствий для оказания неотложной хирургической помощи пострадавшим.



Кузница на Черной речке.
Начало XX века



Николай Николаевич Поликарпов
(1892 - 1944)



Дмитрий Павлович Григорович
(1883 - 1938)



Самолет-амфибия Ш-2



Самолет Як-18


Ракетный комплекс С-200


Герман Петрович Гардымов



Автобус Breda - продукция ЛСЗ
Hosted by uCoz