Агван Лобсан Доржиев (1853 - 1938)
Буддийский храм. Внутренний дворик
Буддийский храм. Алтарный зал
Алтарный зал. Статуя "Майтрейя"
Буддийский храм. Богослужение
|
Один из удивительнейших храмов нашего города - буддийский -
был построен в Старой Деревне в период 1909 - 1915 годов.
Инициатором строительства самого северного в мире буддийского храма был тибетский деятель
Агван Лобсан Доржиев.
Большой денежный вклад в строительство храма внес далай-лама XIII -
духовный и светский глава тибетского государства, основой которого является буддизм.
В строительный комитет входили известные русские академики С.Ф.Ольденбург, В.В.Радлов, художник Н.К.Рерих.
Здание было возведено по проекту Г.В.Барановского. 10 августа 1915 года буддийский храм
был торжественно освящен и получил традиционное тибетское название: «Kun la brtse mdzad thub dbang
dam chos ’byung ba’i gnas», что означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».
В архитектуре буддийского храма соединились классические тибетские каноны
и европейский северный модерн. Главный южный фасад, украшенный портиком из 4-ех квадратных в сечении столбов
спрятан за кирпичной оградой. Фрагмент декора фасада храма представлен на фотографии в нашем музее.
На фронтоне у восьмирадиусного колеса - символа стремления к совершенству - замерли две лани.
Эта традиционная для буддизма композиция напоминает о первой проповеди Будды.
На карнизах храма установлены золоченые фигуры «победоносного знамени»,
напоминающие по форме закрытые с обеих сторон цилиндры. Это символы утверждения буддийской веры.
Северный фасад представляет 4-этажную башню, которую венчает невысокий шпиль из золоченой меди - ганджира.
Внутри буддийского храма очень красивый интерьер – особенной величавостью отличается
алтарный зал - именно здесь проводятся хуралы (молебны),
посетить которые может любой желающий. В этом зале находится много необычных для нашего глаза
ритуальных артефактов: статуи разных размеров, книги, колокольчики, ваджру, четки и многое другое.
Большое впечатление производят ритуальные статуи, выполненные, как правило, из позолоченной бронзы.
Например:
- Статуя «Майтрейя» - Будда грядущего подарена храму
русским консулом в Бангкоке Г.И.Плансоном в 1914 году; в 1938 - 1999 годах она хранилась в музее истории религии;
затем в 2003 году реставрировалась в Таиланде.
- Статуя «Зеленая Тара» - проявление мудрости, сострадания, любви.
Восседает на Лотусе и лунном диске. Правая рука на правом колене в жесте дарования, левая рука - в жесте прибежища.
Держит в обеих руках стебель лотоса-уткалы, символа учения Будды.
Правая нога вытянута, что указывает на готовность придти на помощь всем живым существам.
Буддийский храм серьезно пострадал в советский период. В 1935 году он был закрыт, а его основатель,
бывший все годы эти годы и настоятелем, Агван Лобсан Доржиев и все священнослужители храма арестованы.
В храме размещались последовательно радиостанция, исследовательские лаборатории Зоологического института и другие организации.
Многие уникальные детали внешнего и внутреннего убранства были уничтожены.
В 1990 году здание возвратили буддистам, и сейчас храм является действующим -
здесь располагается община «Дацан Гунзэчойнэй». Тибетское слово «дацан» означает «монастырская школа»,
в которой монахи живут по законам винаи (канон монашеской дисциплины) и изучают различные разделы Учения.
«Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».
Дацан принадлежит к школе Гелугпа и освящен в честь божества Калачакра.
Дацан открыт для всех желающих каждый день с 10:00 до 19:00.
|
Буддийский храм. 1915 год
Буддийский храм. Южный фасад
Ритуальные артефакты
Алтарный зал. Статуя "Зеленая тара"
Буддийский храм открыт для посещения
|