Ленинградский Северный завод. Фотография 1971 года
Игорь Иванович Сикорский (1889 - 1972)
Вадим Борисович Шавров (1898 - 1976)
Аэроплан "Илья Муромец"
Александр Сергеевич Яковлев (1906 - 1989)
Ракетный комплекс С-75.
Автобиография Г.П.Гардымова
Ракетный комплекс - продукция ЛСЗ
|
В конце XIX века район Новой Деревни постепенно начал превращаться из дачного поселка
в рабочий пригород Петербурга. По берегам Черной речки и Большой Невки стали
появляться небольшие промышленные предприятия: завод Щетинина, завод Лебедева,
автомобильный завод Пузырева, наждачная фабрика Струка, авиационный отдел русско-балтийского завода.
Из этих предприятий до наших дней сохранились всего два:
1. Наждачная фабрика Струка, она же «Первая российская фабрика наждачных изделий», -
сейчас это «Петербургский абразивный завод "Ильич"», выпускающий абразивные порошки и инструмент.
2. Авиационный отдел русско-балтийского завода, а ныне
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ленинградский Северный Завод"
(Коломяжский пр., 10), с которого ведет отсчет российская авиационная промышленность.
Об этом известном на всю страну предприятии и пойдет далее речь.
Началось всё 4 октября 1878 года - в этот день Санкт-Петербургский градоначальник
выдал купцу первой гильдии Михаилу Павловичу Фридланду «Особое разрешение на производство работ в
кузнице» в пригороде Санкт-Петербурга, на берегу Черной речки у ее впадения в Большую Невку.
В начале XX века кузница превратилась в мастерские, а затем в первый в России завод
по постройке летательных аппаратов. Первым отечественным самолетом,
построенным в заводских условиях и выпущенным в феврале 1910 года был биплан "Россия-А".
Чуть позже главным конструктором на завод был приглашен будущий изобретатель вертолета
Игорь Иванович Сикорский.
По его проектам в 1913 - 1917 годах выпускались самые большие для своего времени
четырехмоторные аэропланы «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец».
Около 80-и «Муромцев» различных серий было построено в период первой мировой время.
Сикорский неоднократно выезжал на фронт и в полевых условиях вносил изменения в конструкцию своих
«летающих крепостей», оснащая их прицелами бомбометания и навигационными приборами собственного изобретения.
Революция и Гражданская война сподвигли И.И.Сикорского на эмиграцию в США (1919 год),
где он продолжил свои авиаразработки, увенчанные созданием в 1940 году первого серийного вертолета.
В 1916 году на завод приходит работать Николай Николаевич Поликарпов,
будущий конструктор знаменитого самолета «По-2» (он же «У-2»), который выпускался заводом с 1929 по 1940 год.
В это же время по чертежам авиаконструктора Дмитрия Павловича Григоровича
на предприятии строились летающие лодки М-5 и М-9. С этим же заводом
связано и имя известного советского авиаконструктора и историка самолетостроения
Вадима Борисовича Шаврова - создателя известного в довоенные годы
самолета-амфибии Ш-2, который принимал участие в экспедиции на ледоколе «Челюскин»
и с помощью которого эвакуировали папанинскую четверку с дрейфующей станции «Северный полюс - 1».
В послевоенные годы на заводе серийно изготавливались учебно-тренировочные и легкомоторные
многоцелевые самолеты Як-11, Як-12, Як-18 и самый мощный для своего
времени вертолет продольной схемы Як-24 конструкции Александра Сергеевича Яковлева.
С 1958 года завод меняет свой профиль и переходит от самолетостроения к производству
летательных аппаратов класса «земля-воздух», или, проще говоря, ракетных комплексов.
На нем создаются различные модификации ракет для противовоздушной обороны страны:
13Д и 20Д для комплекса С-75;
ракет 5В21, 5В28 и 5В28М для комплекса С-200
и ракет 5В55 и 48Н6 для комплекса С-300, который до сих пор является основой ПВО России.
С 1967 года завод стал называться «Ленинградский Северный завод».
В 1976 году он преобразуется в Производственное объединение «Ленинградский Северный завод»,
а с ноября 1994 года – в Государственное предприятие «Ленинградский Северный завод».
В 1990-ые годы предприятие пережило самый тяжелый период своей истории, когда в условиях почти полного
отсутствия государственного заказа на основную продукцию, завод был вынужден реконструировать производство и переходить
на выпуск различной гражданской продукции. Именно в этот период генеральным директором предприятия становится
Герман Петрович Гардымов, доктор технических наук, автор трилогии
«Технология процессов формирования», «Технология ракетостроения»,
«Композиционные материалы в ракетно-космическом аппаратостроении».
С автобиографией Г.П.Гардымова можно подробно ознакомиться в экспозиции нашего музея -
она собственноручно изложена на шести листах.
На сегодня оборонный заказ на военную технику для предприятия
сократился до 5% в общем объеме выпускаемой продукции, в связи с чем были разработаны программы
по выпуску различных видов гражданской продукции.
Особое место в ряду изделий широкого потребления занимают автобусы и
мопеды с отечественными и импортными двигателями. Предприятием основан выпуск комплектов
стержневых аппаратов и вспомогательных устройств КСТ-1, незаменимых для хирургов в условиях катастроф,
стихийных бедствий для оказания неотложной хирургической помощи пострадавшим.
|
Кузница на Черной речке. Начало XX века
Николай Николаевич Поликарпов (1892 - 1944)
Дмитрий Павлович Григорович (1883 - 1938)
Самолет-амфибия Ш-2
Самолет Як-18
Ракетный комплекс С-200
Герман Петрович Гардымов
Автобус Breda - продукция ЛСЗ
|